ДЛЯ ЧЕГО НУЖЕН СПОРТ В ЛАГЕРЕ
Обычные дети общительны и любят играть с другими - как с детьми, так и со взрослыми. Они любят делать что-то просто для забавы, для развлечения, или же чтобы подзадорить друг друга. В игре раскрывается их личность. Отношение воспитанников друг к другу в пылу спортивного сражения проявляет их характер. Например, Таня и Наташа вместе бегут за мячом. Таня случайно толкает Наташу, та спотыкается и падает. Наташа, поднявшись, может обругать или толкнуть Таню. Или же она может продолжить игру с улыбкой, приняв Танины извинения.
Эгоцентричный человек в игре выберет для себя лучшую роль, будет стремиться подчинить игру себе и <сделать себе имя>. Коллективистский человек будет прежде всего членом команды, поможет другим сыграть хорошо, постарается вовлечь их в игру, даже если ему самому придется играть при этом второстепенную роль. Он примет в игру слабого игрока и будет поддерживать его, даже если это будет означать поражение для его команды. Он будет верен своей команде и сыграет изо всех сил, даже если игра ему не нравится. Такой человек видит в игре возможность установления добрых взаимоотношений и крепких уз дружбы. Он знает, что жизнь становится ничтожной, когда настаиваешь на своем, но приносит удовлетворение, когда учишься объединять свои усилия с усилиями других людей.
Воспитанникам нужны новые впечатления. Им нужно заниматься тем, чего они не делали раньше. Они стремятся раскрыть свои силы и способности. Им необходимо полностью выкладываться. Они хотят в чем-то выделиться и достичь успеха.
Им требуется и восторг, и осуществление задуманного. Все это дадут им хорошо организованные и умело проведенные спортивные программы.
Если Олег действительно дружит с Андреем и у мальчиков есть четыре минуты на двоих, чтобы попрыгать на батуте, Олег сойдет с батута через две минуты и уступит его Андрею на оставшиеся две минуты. Если Олег поймает бейсбольный мяч, брошенный Андреем, тем самым выведя Андрея из игры, у того хватит великодушия, чтобы похвалить Олега за хорошую игру, хотя сам он проиграл. Набирая футбольную команду, Олег примет в игру Андрея, несмотря на то, что Андрей плохо играет в футбол. Почему? Потому что он знает, что Андрей хочет участвовать в игре и будет стараться изо всех сил. И если Андрей пропустит мяч, Олег не будет кричать на него: ведь у каждого бывают ошибки, в том числе и у него самого. А если Олег все-таки не сдержится и язвительно прокомментирует промах Андрея, то их вожатый Александр окажется рядом и сначала подбодрит Андрея: <Хорошая попытка, Андрей!> - а затем шепнет Олегу на ухо: <Эй, скажи-ка Андрею, что все в порядке, и похлопай его по плечу>.
Задумайся о честности. Чтобы играть по правилам, игроки должны быть честными. Но существует множество случаев, когда ты один знаешь, что произошло, поскольку ты был в центре событий. Задел футбольный мяч твою руку или нет? Упал волейбольный мяч в поле или за линию? В зависимости от твоего ответа может быть назначен пенальти или команде соперника дадут очко. Скажешь ли ты правду? Спортивные игры - действенное средство для развития привычки к правдивости, честности и беспристрастности.
Спортивные состязания дают шанс раскрыть пределы своих возможностей и развить уверенность в себе. Мы все должны стремиться к новым достижениям, учиться рисковать, пробовать то, чего не пробовали раньше. При огромном разнообразии игр и широком диапазоне требований к игровым навыкам - от элементарных знаний об игре до высшего мастерства - любой может найти в игре место по своим силам и в то же время развивать свое мастерство и раскрывать свои способности.
Успех в достижении цели способствует росту уверенности в себе. Каждая победа - будь то пойманный мяч или выигранный матч - приносит чувство удовлетворения, осуществления задуманного. Удовлетворенный и уверенный в себе человек обладает здоровым чувством собственного достоинства и создает вокруг себя приятный климат. Все любят общаться с такими людьми и работать вместе с ними на благо общества.
Как организовать спортивные мероприятия в лагере таким образом, чтобы они способствовали воспитанию уверенности в себе, самообладания и теплых взаимоотношений среди сотрудников лагеря и воспитанников? Спортивные состязания могут проходить стихийно или организованно. Они могут принимать форму развлечения или форму соревнования, но обязательно проводятся под руководством старшего.
Вожатый играет в них ведущую роль. Без его примера эти высокие цели не будут достигнуты. Вожатому следует участвовать в игре и быть для своих подопечных образцом самообладания, верности, честности, доброты, терпения, беспристрастности, прощения, сострадания, храбрости, стойкости, сдержанности, благорасположения, готовности объединить свои усилия с другими ради достижения общей цели и т.д.
Здесь непременно следует добавить, что пример вожатого, его характер, качества его личности и его система ценностей проявляются во всем, что он делает вместе со своими подопечными (быт, отдых, игры и т.п.), для своих подопечных (оформление комнаты, проводимые им занятия, планы, которые он для них готовит, защита им своих подопечных и т.п.) и по отношению к ним (внимание к ним, общение с ними, поддержка, прощение и т.п.).
Спортивные мероприятия - не единственная возможность быть примером для воспитанников. Но в спорте его пример особенно силен, поскольку он так увлечен игрой, что все, что он делает, говорит или показывает, - искренне. То, что мы проявляем непроизвольно, и есть наша истинная сущность.
Планируя спортивную программу на день, организуй ее таким образом, чтобы твои подопечные могли участвовать в играх в группе, между группами и в занятиях по интересам.